РООР ОПП ТЛП МО: концепция программы развития текстильной и легкой промышленности до 2020 годаПо инициативе Регионального отраслевого объединения работодателей «Объединение промышленников и предпринимателей текстильной и легкой промышленности Московской области» разработана Концепция программы развития текстильной и легкой промышленности Российской Федерации на период до 2020 года, которая представляет собой попытку изложения в концентрированном виде наиболее вероятных перспектив развития легкой промышленности, а также описание основных текущих проблем и рациональных способов их решения. Modanews.ru публикует краткое содержание концепции.
Вступление Настоящая концепция разработана по инициативе РООР «Объединение промышленников и предпринимателей текстильной и легкой промышленности Московской области» и представляет собой попытку изложения в концентрированном виде наиболее вероятных перспектив развития легкой промышленности, а также описание основных текущих проблем и рациональных способов их решения. Все, написанное ниже, претендует стать резюме концепции развития легкой промышленности России, а с учетом известной формализации задач и приоритетов послужит основой для ситуационного моделирования при проведении прогнозных исследований. Глобальные инновации Глобальные условия, которые на 7–12 лет определят положение практически всех промышленно развитых стран, выглядят следующим образом. Насыщение рынков товарами повседневного спроса, демографически обусловленное повышение среднего возраста населения и рабочей силы, структурные проблемы системы социального обеспечения, снижение значения материальных ресурсов в сравнении с человеческим капиталом обострят международную конкуренцию в сфере производства. Развивающиеся рынки, Китай и Индия в частности, составят большую часть мировой экономики. В период до 2020 года эти рынки покажут более высокую долю роста дохода по сравнению с экономиками США и стран Европы. Трудоемкие процессы производства продолжат перемещаться к экономическим системам меньшей стоимости, которые будут все еще обладать массивным преимуществом в заработной плате перед развитыми рынками. Темп глобализации станет критическим параметром, определяющим темп мирового экономического роста. Текстильные материалы и технологии всегда были и остаются объектами, стимулирующими развитие инноваций. Если вначале они касались только традиционной области – одежды и изделий для домашнего обихода, то сегодня технические новшества представлены уже почти во всех сферах повседневной жизни. Очень часто текстиль выступает здесь уже не в своей обычной форме, а используется в новом качестве в сочетании с различными другими материалами. Именно благодаря этому появляются новые межотраслевые возможности перехода на качественно новый уровень эффективного использования ресурсов и создания продукции, которая, благодаря совершенно новым подходам, может удовлетворять потребностям и соответствовать привычкам покупателей. Место России в международном разделении труда Российский потенциал легкой промышленности и, в первую очередь, текстильной подотрасли, заключен в традиционно высокой культуре производства, подкрепленной наличием квалифицированных кадров и несколько ослабленной недостаточно развитой в те6хнологическом смысле производственной базой. Однако, учитывая специфику стран, производящих сырье и массовую готовую продукцию, а также стагнацию производства в Европе, при правильном экономическом подходе в России необходимо сохранить и расширить объем изготовления традиционно производимых тканей, развивая производство дорогих высокотехнологичных тканей для выпуска высококачественных товаров. Последние – одна из отправных точек будущего роста, наряду с выгодным географическим расположением большинства соответствующих производственных мощностей. Расположение России между Европой, Индией и Китаем, дает ей ряд дополнительных преимуществ и возможностей для развития легкой и текстильной промышленности в определенных направлениях. Формирование потребления Локомотивом развития всего цикла производств, относящихся к легкой промышленности, должна стать швейная подотрасль, наряду с обувной и кожевенной промышленностью, которые определят национальную модель потребления через производство готовых изделий. Рынок готовых изделий «потянет» за собой всю переработку и сформирует платежеспособный спрос на все виды сырья и полуфабрикатов. Для этого на первом этапе необходимо снижение ввозных пошлин и НДС на ткань и другие виды сырья. Обеспеченное сырьем производство готовых изделий сделает экономически эффективным последующее прямое дотирование текстильного производства, необходимое для сопротивления азиатской экспансии и проведения технологического перевооружения предприятий. Достижение поставленных целей Принимая во внимание вышеизложенное, можно выделить две основные модели развития отрасли. Назовем их условно: рыночная модель и дирижистская модель. Под дирижизмом в нашем случае подразумеваем экономическую политику, предполагающую значительное вмешательство государства, вплоть до создания госсектора, в экономические процессы, развитие государственных инвестиций и индикативное планирование (indicative planning). Дирижизм обосновывается недостаточностью частной инициативы в развитии капиталоемких отраслей и отраслей с длительным сроком оборота капитала и тем, что перестройка экономической структуры, модернизация производства, повышение конкурентоспособности национального капитала, а также организация социальных отношений, перераспределение доходов, поддержание социально-политической стабильности в полной мере не обеспечиваются рынком. Следует иметь в виду, что агентами дирижистской политики наряду с главным субъектом регулирования – государством – могут быть и негосударственные, но связанные с ним и воздействующие на экономику субъекты: профсоюзы, ассоциации предпринимателей, объединения государства, предпринимателей и профсоюзов, деятельность которых регламентируется или контролируется государством. При всей тонкости и изощренной регламентации дирижизма эта концепция представляет собой частный случай рыночной модели. Следовательно, дирижисткая политика необходима лишь для решения специальных задач и является, по сути, набором компенсационных механизмов для поддержания заданного темпа технологического и социального развития определенного пула предприятий. Между тем, даже в этом случае предусматривается сохранение конкурентной среды для поддержания мотивируемой динамики и предупреждения злоупотреблений. Таможенное регулирование Швейное производство – локомотив легкой промышленности. Активное развитие швейной индустрии, также кожевенной и обувной, возможно при условии создания новых и расширения существующих производственных мощностей по производству тканей и полуфабрикатов для растущего швейного рынка. Этот процесс должен стимулироваться соответствующей конструкцией таможенного законодательства: отмена таможенной пошлины и НДС на ввоз в Россию технологического оборудования, всех видов сырья и некоторых видов полуфабрикатов одновременно с сохранением высоких пошлин на ввоз в Россию готовой продукции легкой и текстильной промышленности. Банковская деятельность и банковское законодательство Аморальная позиция российских банков, заключающаяся в постановке предприятий-заемщиков в подчиненное положение и зависимость от кредитных организаций, делает первых заложниками групповых интересов последних. Эта ситуация должна быть решительно преодолена ускоренным развитием конкурентного рынка банковских услуг, для чего требуется разумно широкий допуск на этот рынок различных игроков, включая зарубежных участников. Государственные инвестиции Под государственными инвестициями, поддержкой, финансированием мы понимаем помощь предприятию в повышении и удержании конкурентоспособности, в нашем случае – текстильной отрасли и легкой промышленности. Речь не идет о постоянном дотировании производства. Дотирование может рассматриваться лишь как временная мера для «разогрева» производства готовой продукции и формирования потребительского спроса в широком смысле. Главной целью господдержки следует считать возможность получения частным заемщиком инвестиционных средств на период 5–7 лет. Создание правительственного фонда поддержки целевых проектов запустит механизм реализации инвестиционных программ, составленных на основе государственных приоритетов. Торговля Целью любого регулирования торговой деятельности должно стать обеспечение равных прав и возможностей на территории РФ для всех участников рынка: российских производителей, импортеров и иностранных поставщиков. Учитывая, что последние при выходе на русский рынок имеют зачастую налоговые льготы и прочие виды поддержки в своих странах, результатом государственного регулирования должно стать нивелирование этих преимуществ. Дополнительной мерой государственной поддержки может стать квотирование отечественной непродовольственной продукции в ассортименте торговых предприятий в качестве основания для применения налоговых льгот. Техническое регулирование Проблема заключается в том, что сегодня государственные стандарты (советского образца), методология и система контроля их соблюдения устарели и не работают. Новые технические регламенты, создаваемые взамен устаревших стандартов, далеко не в полной мере исчерпывают проблемы технического регулирования. С апреля 2007 года сокращена сфера госрегулирования – обязательными для исполнения остаются требования по безопасности продукции. Остальные характеристики, в том числе и по качеству, регулируются стандартами, которые будут соблюдаться производителями на добровольной основе. Таким образом, соблюдение стандартов автоматически будет означать, что соблюдены и требования техрегламента. Вся эта стройная система грешит одним существенным недостатком: практическим отсутствием существенного «элемента», долженствующего служить катализатором и основным субъектом технического регулирования – отраслевых саморегулирующихся организаций, которые могут коллективными усилиями своих членов поддерживать в отрасли заданные стандарты и показатели качества, а также превратить добровольный принцип сертификации в атрибут социальной ответственности, благополучия и респектабельности. Крайне необходимо, используя частно-государственное партнерство, создать на базе сохранившихся испытательных лабораторий единый научно-испытательный центр легкой промышленности с привлечением специалистов из МГТУ им. Косыгина и других научно-образовательных учреждений с целью создания нормативной базы для обязательной и добровольной сертификации. Отраслевая наука, профессиональное образование и подготовка кадров Важнейшим направлением повышения эффективности работы легкой промышленности становится активизация инновационной деятельности. Главная задача – использование результатов научных исследований и разработок на предприятиях отрасли с целью создания конкурентоспособной продукции для последующей эффективной ее реализации на внутреннем и внешнем рынках. В свете проблемы подъема отечественной легкой промышленности целевой задачей развития отраслевого высшего образования представляется создание центрального университета текстильной и легкой промышленности с филиалами в местах концентрации текстильного производства – Ивановской области и, возможно, Санкт-Петербурге. Для повышения эффективности, а также для активизации и концентрации инновационной деятельности предлагается создать независимый объединенный научно-испытательный центр текстильной и легкой промышленности с финансированием из отраслевого внебюджетного фонда. Выставочная деятельность Выставки – эффективный ресурс для организации и проведения социологических, культурологических и маркетинговых исследований, поскольку они дают заинтересованным организациям обширную прикладную информацию. Заключение Мы будем искренне благодарны за замечания и конструктивную критику по всем пунктам представленного выше текста. Если масса критических замечаний не продемонстрирует бессмысленность нашей попытки и изложенное выше будет в целом положительно принято профессиональным сообществом и лицами, принимающими решение на государственном уровне, мы предлагаем на основе концепции совместную разработку универсальной программы действий. С полным текстом Концепции программы развития текстильной и легкой промышленности Российской Федерации на период до 2020 года, подготовленной Региональным отраслевым объединение работодателей «Объединение промышленников и предпринимателей текстильной и легкой промышленности Московской области», вы можете ознакомиться по адресу: Концепция программы развития текстильной и легкой промышленности до 2020 года (полная версия). Автор: admin, дата: 13 Ноябрь, 2008 - 15:14
Версия для печати: РООР ОПП ТЛП МО: концепция программы развития текстильной и легкой промышленности до 2020 года
Отправить новый комментарий |
Modanews.ru ©2000-2024. Рег. СМИ ЭЛ N ФС 77-77367 Информация об ограничениях и порядок использования информации |