У нас в гостях. «Наконец-то стало выгоднее шить в России, А не в Китае» (Журнал «Ателье» № 11/2010 (ноябрь))

Автор: admin, дата: 11 Ноябрь, 2010 - 13:38

Как российская текстильная и швейная отрасли переживают кризис последних двух лет? Какие у них перспективы развития? Об этом мы беседуем с Олегом Кащеевым, заместителем директора Департамента лесной и легкой промышленности Министерства промышленности и торговли РФ.

ОЛЕГ КАЩЕЕЕВ: зам. директора Департамента лесной и легкой промышленности Минпромторга РФОЛЕГ КАЩЕЕЕВ: зам. директора Департамента лесной и легкой промышленности Минпромторга РФ

— Олег Вячеславович, по нашим ощущениям, в первом полугодии 2010 г. наметилось оживление в производстве отечественной одежды: появились новые марки, нарасхват выпускники профильных вузов и колледжей, компании, занимающиеся продажами швейного оборудования, отмечают оживление спроса и т.п. Подтверждаются ли наши ощущения цифрами или пока рано говорить о положительных тенденциях?

— Вы в целом верно оцениваете ситуацию. Сегодня мы можем говорить о том, что по сравнению с первым полугодием 2009 г. легкая промышленность демонстрирует прирост объема производства – в среднем в пределах 10%. При условии, что нам удастся удерживать и наращивать меры по защите рынка, есть основания полагать, что результаты в 2010 г. не будут такими, как в предыдущем, когда спад в текстильной и швейной отраслях составил около 12%.

Мы вынуждены признать, что наиболее существенный спад произошел в текстильном секторе, особенно в льняной и шерстяной подотраслях. Во многом это объясняется не только кризисом, а технической и технологической отсталостью отрасли, отсутствием гибкой ассортиментной политики. Кризис лишь обострил стоящие перед отраслью проблемы.

Только цифры
  • 2 трлн руб. – объем рынка продукции легкой промышленности в 2009 г. (по оценкам Росстата)
  • 33,1% – доля продукции легкой промышленности в общем объеме розничной продажи непродовольственных товаров в 2009 г.
  • 20,3% – доля российского легального производства товаров легкой промышленности
  • 39,9% – официальный импорт продукции легкой промышленности
  • 39,8% – незаконно произведенный и ввезенный на территорию РФ товар
  • — Сегодня многие сравнивают кризис последних двух лет с дефолтом 1998 года, давшим толчок развитию отечественного производства. Можно ли ожидать таких последствий на этот раз?

    — Предоставляю возможность читателям самим сделать выводы на основании данных Росстата (см. таблицу ниже).

    Лично я разделяю мнение многих экономистов, что причины и последствия этих двух кризисов абсолютно разные. Из таблицы видно, что еще до кризиса 2009 г. на протяжении ряда лет отрасль демонстрировала стагнацию, а по отдельным видам – падение объемов выпуска продукции. При этом вся произведенная в России продукция испытывала сильнейшую конкуренцию со стороны легальных и нелегальных импортеров, что часто приводило к нулевой рентабельность производства.

    Понимая всю серьезность ситуации, в 2009 г. Минпромторг РФ разработал и утвердил Стратегию развития легкой промышленности на период до 2020 г. (подробнее с этим документом можно познакомиться на сайте www.minprom.gov.ru). В ней заложены два сценария – инерционный (о нем мы с вами даже и говорить не будем) и инновационный, согласно которому к 2020 г. доля легально произведенных отечественных товаров должна составить на российском рынке не менее 50%.

    Наименование продукции Единицы измерения 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2009 в %к 1998
    Ткани (всего) млн.кв.м 1384 1666 2329 2625 2783 2869 2690 2785 2804 2700 2463 2560 185,0
    Ткани х/б млн.кв.м 1080 1258 1822 2094 2264 2329 2149 2225 2222 2108 1888 1475 136,6
    Ткани шерстяные млн.кв.м 39,3 47,8 54,6 56,5 50,3 44,6 36 30,3 29 28,7 23,6 17,8 45,3
    Ткани льняные млн.кв.м 69,2 90,4 113 125 140 157 160 122 124 101 102 52,3 75,6
    Ткани шелковые млн.кв.м 111 146 178 176 141 145 139 126 136 141 116 91,4 82,3
    Трикотажные изделия млн. штук 44,7 80,5 121 130 132 131 122 116 114 111 119 118 264,0
    Пальто и полупальто млн. штук 2,1 2,3 2,3 2,7 2,4 2,5 1,9 1,5 1,4 1,2 1,6 1,2 57,1
    Костюмы млн. штук 3,9 4,1 4,6 5,2 5,3 5,9 5,8 6,6 7,1 6,3 5 3,8 97,4
    Платья млн. штук 5,3 6,3 8,5 6,8 5 4,7 3,9 3,4 3,2 3,8 3,8 3,9 73,6
    Сорочки верхние млн. штук 2,5 3,8 5,2 6,4 6,3 4,7 3,9 3,4 3,2 3,8 3,8 3,3 132,0

    — В каком направлении нужно двигаться, чтобы инновационный сценарий стал реальностью?

    — Можно выделить несколько основных моментов, которые требуют решения.

    Прежде всего – это защита рынка от нелегального импорта. И здесь очень важно таможенно-тарифное регулирование. Создана Межведомственная комиссия по борьбе с контрафактной и контрабандной продукцией легкой промышленности. С начала 2010 г. ФТС стала использовать в отношении импортируемой обуви справочники индикативных цен и начала применять так называемые профили риска. Во многом именно это позволило российским производителям, несмотря на кризисный 2009 год, достичь роста объемов производства обуви по сравнению с 2008 г. на 2,3%, детской обуви – на 16,4%, кожгалантерейных товаров – на 28%. Считаю необходимым, чтобы данное начинание ФТС распространило и на другие виды товаров легкой промышленности.

    Следующая проблема – это техническое переоснащение отрасли. Текстильное оборудование дорогостоящее, для его покупки собственники вынуждены привлекать кредитные средства. Государство возмещает часть затрат (в размере 2/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ) на уплату процентов по кредитам, полученным в российских банках. Обнулены ставки ввозных таможенных пошлин на импорт не производимого в России технологического оборудования, не взимается при пересечении границы с его стоимости НДС, обнулены ставки таможенных пошлин и на некоторые виды сырья (например, на хлопок). Выделяются средства на субсидирование процентов по банковским кредитам на сезонные закупки сырья и материалов.

    Существенно увеличивается финансирование научно-исследовательских разработок в интересах отрасли – с 73,3 млн руб. в 2009 г. до 226 млн руб. в 2010 г. Без новых технологий развитие отрасли невозможно.

    Чрезвычайно важны новейшие разработки и в области дизайна, конструирования, технологии обработки продукции текстильной, швейной и других подотраслей легкой промышленности. Наша продукция должна быть модной, иначе она не будет пользоваться спросом.

    Если объемы производства в масштабах всей страны увеличатся, чрезвычайно остро встанет кадровая проблема. Уже сегодня в ряде регионов швеи входят в число наиболее востребованных специалистов. Нехватка рабочих рук связана с низкой заработной платой, которая в свою очередь обусловлена низкой рентабельностью производства (уровень рентабельности в текстиле составляет 5%, в швейной промышленности – 10–12%). Низкая рентабельность во многом результат засилья импорта, в том числе и нелегального. Замкнутый круг, который не так-то просто разорвать.

    — В текстильной промышленности осталось немного предприятий, которые продолжают выпускать востребованную продукцию. Давайте обратим на них внимание наших читателей.

    — В текстильной отрасли у нас традиционно сильны предприятия, выпускающие шерстяные ткани пальтовой группы. Это подмосковная «Купавна», Московская тонкосуконная фабрика им. Петра Алексеева, текстильная корпорация «Кросно» в Тюмени, компания «Руслана» в Брянске.

    Ряд предприятий сохранил выпуск камвольных тканей – опять же «Кросно», «Руслана», специализирующаяся на тканях для школьной формы, «Павлово-Посадский камвольщик».

    К сожалению, крайне мало предприятий, выпускающих хлопчатобумажные ткани костюмно-плательной группы. В основном в России производят ткани для постельного белья и рабочей одежды.

    На долю льна приходится 2% от общего объема текстильного производства. Одежных тканей в этой группе мало прежде всего из-за отсутствия современного отделочного производства. Стратегия развития легкой промышленности, о которой мы говорили, предусматривает создание так называемых кластеров – региональных проектов по модернизации производства. В Вологодской области должен быть создан льняной комплекс полного цикла – от поля до прилавка. На его реализацию правительство области, инвесторы и предприятия уже израсходовали более 1 млрд руб. Заключен договор с ведущим российским дизайнером В. Юдашкиным на представление льняных тканей и одежды из них в его коллекциях. Подобные пилотные проекты по созданию комплекса переработки льна разработаны для Ярославской и Костромской областей.

    В Ивановской области планируется наладить выпуск текстильных товаров на основе продуктов нефтепереработки. Это возможно в рамках интеграции с предприятиями нефтехимической промышленности Татарстана. Хочу отметить, что рентабельность продажи готовых изделий, и в первую очередь одежды из «нефти» (базовым сырьем для производства химических волокон и нитей служит именно нефть), почти в 100 раз превосходит рентабельность от продажи сырой нефти.

    — Мы уже говорили о том, что швейная отрасль по сравнению с текстильной развивается быстрее. Какие сегменты «швейки» у нас традиционно сильные? Если можно, приведите примеры.

    — Исторически сложилось так, что в России неплохо налажен выпуск мужских костюмов. И сегодня на этом рынке у нас есть ряд крупных предприятий: это московские фабрики «Большевичка» и «Мишелин», псковская «Славянка», швейное объединение «Александрия» в Краснодаре, Ивановская швейная фирма «Айвенго». Они выпускают неплохой ассортимент, находящий спрос у потребителей. Например, в моем гардеробе есть несколько костюмов отечественных производителей.

    Традиционно хорошо развит выпуск головных уборов – это в очередной раз доказала выставка «Шапо», где было представлено много региональных компаний.

    Производство женского белья у нас на хорошем уровне. Достаточно назвать московскую фирму «Черемушки». Многие западные компании, производящие белье, перенесли свои производства в Россию, поближе к конечному потребителю.

    Детская одежда отечественного производства традиционно пользуется спросом. Предприятия, работающие в этом сегменте, платят пониженный НДС – 10%, что позволяет им развиваться опережающими темпами. Известные марки – «Нахаленок» (Москва) и, конечно же, Unistyle (Иваново).

    — Как быстро российские швейники ощутили на себе последствия закрытия Черкизовского рынка?

    — Уже через месяц после закрытия рынка количество заказов у российских швейников выросло. Сегодня многие швейные предприятия завалены заказами, даже не успевают их выполнять. Некоторые компании из тех, что отшивали свою продукцию в Китае, переносят производство в Россию. Это связано и с изменением ситуации внутри Китая – выросло внутреннее потребление, принят Закон о труде, поднявший минимальную оплату труда и заставивший думать об условиях производства, об охране окружающей среды и т.п. Так что сегодня размещать в Китае заказы на пошив небольших партий одежды становится нерентабельно. Плюс к этому подорожала логистика, изменились таможенные правила ввоза товаров. Все это способствует росту спроса на услуги российских швейников.

    — Появятся ли когда-нибудь в России такие марки одежды, как Zara или H&M, которые будут производить модную одежду в среднем ценовом сегменте и успешно продавать ее не только в России, но и за рубежом?

    — Думаю, что это обязательно произойдет. Но сегодня я бы не рассматривал это как первоочередную задачу. Для нас важнее победить контрафакт и контрабанду, вернуть отечественному легальному производителю утраченные им 39,8% внутреннего рынка. Пора нам стать на своем рынке не «гостями», а «хозяевами». Только достигнув доли в 51% (о чем, кстати, и говорится в стратегии развития отрасли до 2020 г.), мы сможем говорить о стратегической и экономической безопасности страны.


    Индустрия Моды

    Статьи

    Отправить новый комментарий

    Содержимое этого поля хранится скрыто и не будет покано публично.
    • Допустимые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd> <h2> <h3> <blockquote> <hr>
    • Строки и параграфы переносятся автоматически.
    Больше информации о возможностях форматирования
    « Ноябрь 2024  
    пн вт ср чт пт сб вс
           
    24
    25 26 27 28 29 30  
    Рассылка: "Новости моды"