Мнение: Не смешите меня! Дизайнер Максим Черницов о моральной стороне модного бизнеса(журнал «Индустрия Моды» №3 (46)2012(лето))

Автор: admin, дата: 21 Июнь, 2012 - 14:42

Максим Черницов о социальной ответственности моды и личной ответственности дизайнера в ней, о совести и силе поступка.

Максим Черницов: Фото: Максим ПоповМаксим Черницов: Фото: Максим Попов

Социальная ответственность моды?! Нет более пустой, вульгарно-напыщенной и сомнительно-результативной сферы человеческой деятельности, чем мода. По моему мнению, законы здесь мало отличаются от правил жизни Дикого Запада во времена золотой лихорадки, а именно: все средства хороши для достижения результата — личного обогащения, славы, влияния и тд.

С другой стороны, не знаю ни одной другой сферы (хотя это, скорее, признак узости моего мышления, уж простите — слишком много времени уделил моде), которая как губка впитывает все, что носится в воздухе и наивно, почти без анализа выплескивает мутную воду на головы азартных фанатов.

Что имеем сегодня? Мода на нано и всякие там высокоточные штуки, новые технологии затаилась. Теперь все говорят о социально-ориентированных проектах, об ответственности бизнеса перед обществом, о личном вкладе в построение лучшего будущего. Не сомневаюсь, мода с решительностью пионера-героя бросится «окучивать» поляну. Только любые проявления социальной «сознательности» и активности строго будут очерчены рамками маркетинговой стратегии, превращены в PR-компанию и капитализацию имени.

Личность, отстаивающая свои убеждения, может взывать к совести, нести ответcтвенность, совершать Поступки, привлекать других, равных ей, свободных, думающих, заботливых. Коммерческую структуру вопросы морали и этики не волнуют в принципе. Не потому, что капитализм мировое зло (хотя, убежден, сегодня так оно и есть), а потому, что в основе ее устройства лежит простой математический алгоритм, противостоящий сложной человеческой натуре: извлечь максимальную прибыль. Если бы не давление «гражданского» общества, люди, включая подростков и детей, до сих пор трудились бы в каменоломнях по 14 часов в день с одним выходным днем в неделю.

Поясню примером: Стелла Маккартни в свое время наделала много шума, отказавшись от использования меха и кожи животных. Это ее социальная ответственность? Манифест? На первый взгляд — да. Но не все так просто. Личные убеждения человека-бренда моментально превратились в разменную монету. Журналы написали, блогеры запостили, покупатели, с глазами, полными раболепского обожания, бросились в магазины за покупками. И это один из первых примеров. Индустрия моментально отреагировала на успех затеи — нюх получше собачьего: производители запустили в продажу экосумки, футболки из чистого хлопка, пластиковые боты, плюшевые жакеты и шубы из меха чебурашки. На днях читаю новость: Gucci представляют экокроссовки из разлагающегося пластика – следом строка про прибыль и рост продаж. Что произошло? Благородная и полезная идея обернулась очередным витком потребления. Все просто: личные убеждения дизайнера, представления о добре и зле, моральные принципы – не товар и не PR-компания. Вы любите природу – работайте бережнее. Откажитесь от китайской рабочей силы, вредного полиэстера и пластика, выпускайте меньше и, главное, не кричите о ваших убеждениях на каждом углу, гордо поднимая флаг модного цвета. Слабо? Кто-нибудь из дизайнеров выступил с инициативой покупать меньше? Не у конкурентов-убийц, вроде Zara и H&M, а у себя и коллег? Не купив, вы принесете гораздо больше пользы планете, нежели приобретёте очередные экологичные кроссовки от Гуччи. Как вам подобная мысль? Уверен, ни один бренд не решится заявить такое. А человек — может. Другой пример «личной ответственности», куда более абсурдный и грубый. На волне протестных настроений в России дизайнер (обозначим ее как в страшном фильме «тот, чье имя не называем») даже не пытается заявить о своей солидарности, а тупо называет коллекцию «Апельсиновая революция», в пресс-релизе с наивностью пятилетнего ребёнка пишет: «Темой своей новой коллекции решила сделать акции протеста, ставшие в последнее время столь популярными… Героини новостных лент, самые яркие девушки современной российской оппозиции впервые выйдут на подиум модного показа». О какой личной ответственности можно говорить? Горькая усмешка: эти и мать родную разденут, сфотографируют и выпустят жутко лимитированную серию футболок, если такой артпроект будет «популярным».

Спросите у Дениса Симачёва, чувствует ли он свою личную ответcтвенность за футболки с Путиным в цветочной рамочке? Это всего лишь шутка, скажете вы? Или еще хуже: это бизнес (как будто бизнес – индульгенция пошлости и злу).

А кто без греха, пусть первым бросит камень!

Что остается в сухом остатке? Маниакальное раздвоение личности: я как бизнесмен, дизайнер, художник не имею запретных тем, могу делать что угодно для продвижения проекта, извлечения прибыли: выпускать майки с президентом, плясать ряженым в храме, раздевать и раздеваться для фотосессии в глянцевом журнале и прочее. Но как личность имею кодекс чести, веру, представление о морали, порядочности, этике. Только дельцу и человеку катастрофически неуютно в одной оболочке. Останется только один, иначе форма не выдержит. Так кто же?


Индустрия Моды

Статьи

Отправить новый комментарий

Содержимое этого поля хранится скрыто и не будет покано публично.
  • Допустимые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd> <h2> <h3> <blockquote> <hr>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
Больше информации о возможностях форматирования
« Июль 2020  
пн вт ср чт пт сб вс
   
11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    


Новости

Новости
Рассылка: "Новости моды"