Среди всех метаморфоз, которым была подвержена мода за всю историю человечества, неизменным остается одно: текстиль является основной составляющей моды. Колин Гейл и Ясбир Каур разъясняют природу отношений текстиля и индустрии моды, рассматривают области их успешного взаимодействия. В книге описан процесс создания современных материалов, который осуществляется под воздействием многих факторов: спроса, развития передовых технологий, а также процесс выбора тканей дизайнерами для коллекций одежды. Авторы приводят многочисленные примеры, основанные на опыте различных участников отрасли — дизайнеров, продавцов и производителей. Книга откроет для специалистов бизнеса моды и текстильной промышленности новые тенденции развития отрасли и поможет узнать, что ждут потенциальные клиенты от их союза.
Авторы Колин Гейл, Ясбир Каур
www.grevtsovpublisher.ru
© Colin Gale and Jasbir Kaur 2004. All rights reserved
© Издание на русском языке, оформление. ООО «Гревцов Паблишер», 2009
Натуральные полимеры и возобновляемые материалы
Переворот в молекулярной и биологической отраслях науки привел к тому, что в настоящее время ученые способны не только изобретать новые, но и использовать уже известные и считавшиеся непригодными материалы в качестве потенциального сырья для создания волокна и пряжи. Сельскохозяйственные культуры, органические отходы, а также отрасли животноводства, ранее не представлявшие интереса для мира модных тканей, теперь являются новыми источниками производства полотна. Появление многих из этих новшеств стало возможным благодаря возрастающей сложности научных методов. Подобное расширение возможностей применения науки подкрепляется достижениями инжиниринга и усовершенствованием производственного процесса. К примеру, недавние исследования позволили превратить кукурузу и сою в главное сырье для производства волокна. Это потребовало существенных первоначальных капиталовложений. Для того чтобы запустить в продажу Ingeo (волокно на основе кукурузы, разработанное в США), понадобилось $ 750 млн (www.ingeofibers.com), а компании Chinese Puyang HuakangBio-ChemicalEngineeringGroup (www.soybeanfibre.com) для создания волокна на основе белка сои (soybeanproteinfibre,SPF) потребовалось 10 лет исследований и разработок и такой же объем финансирования. Оба изделия претендуют на высокую степень экологической чистоты – как со стороны производства, так и с точки зрения новых способов использования существующих сельскохозяйственных культур. Еще одно их преимущество – способность к биологическому разложению. Волокно Ingeo получают из полимера под названием NatureWorks PLA, который, в свою очередь, изготовлен из углерода, содержащегося в растениях в натуральном виде.
В отличие от полиэстера, NatureWorks – материал, разлагаемый микроорганизмами, а это означает, что на мусорной свалке он будет распадаться довольно быстро. В случае с материалами на основе нефти этот процесс способен растянуться на столетия (Heisler, 2001).
Волокна Ingeo и SPF, в отличие от большинства синтетических волокон, не зависят от запасов нефтесодержащих полезных ископаемых. Они представляют собой новый тип синтетического волокна, создаваемого из возобновляемого сырья. Данная разработка имеет огромное значение. Производство тканей из материалов наподобие полиэстера (в сравнении с волокном Ingeo) зависит от наличия нефти и цены на нее. Несмотря на то, что в настоящее время волокна на основе нефти, как правило, дешевле, чем некоторые материалы на основе возобновляемого сырья или природных полимеров, важно учитывать существующие прогнозы относительно нефти в первом десятилетии нового тысячелетия (Deffeyes, 2003). В перспективе либо спрос на нефть превысит предложение, либо наша цивилизация придет в упадок в связи с истощением запасов ископаемого топлива. Джи Гуобьяо, старший научный сотрудник отдела разработки текстиля Китайской технической академии, приводит некоторые интересные факты, касающиеся производства синтетического текстиля в ХХ веке и того, что, по его мнению, будет характерно для ХХI века. Он отмечает, что в ХХ веке синтетика зависела от убывающих нефтяных ресурсов; она загрязняла окружающую среду и не обладала такой текстурой, как натуральные ткани. Говоря о текущем веке, Джи приходит к выводу, что
«новые волокна нового века – результат тщательных исследований, в которых традиционные сферы знаний переплетаются с новыми отраслями, такими, как информационный инжиниринг, материальный и биоинжиниринг… Сырьем для новых волокон… должны стать недорогие натуральные ресурсы (например, из сектора земледелия, животноводства и лесного хозяйства), технология их производства должна быть безотходной и экологически чистой… изделия из новых волокон должны быть приятны на ощупь» (kuangmei.com, 2002).
Исследователи всего мира состязаются в разработке и внедрении на рынок нового поколения экологически чистого и натурального текстиля. Подобная ситуация разительно отличается от событий последних пятидесяти лет, когда синтетика на основе нефти обгоняла все остальные виды волокна по ценовым показателям и сумела занять ведущие позиции на мировом рынке. Производство изделий из искусственной целлюлозы, получаемой на основе древесного волокна, было первым выступлением против тенденций рынка, стимулом для которого служили эстетические потребности мира моды. Учитывая экономические и законодательные сложности, возникшие вокруг этой разработки,
компания Courtauldsрешила попытаться избежать ловушек, создав новую экологически чистую технологию производства целлюлозы. Проект 1980–х годов Genesis к началу 1990–х превратился в целый бизнес вокруг Tencel, когда это новое волокно было внедрено в производство одежды в Японии, где сложные технологии конечных отделок позволили создать изделия необычной эстетики. Спрос на эту эстетику в Японии быстро увеличивался, и модная одежда стала привлекательным сектором рынка, аналоги которого с тех пор существуют и в США, и в Европе (CalvinWoodingsConsulting, 1996).
В наши дни японские ученые используют новозеландское молоко для создания молочного волокна, а американский промышленный гигант DuPont разработал новый полимер на основе кукурузных злаков под названием Sorona(Farina, 2003). Компания CargillDow, производитель волокна Ingeo, заявила, что планирует распространить свой технологический процесс на других континентах и, возможно, задействовать в качестве сырья сахарную свеклу или рис. Сейчас волокно Ingeo пользуется поддержкой более чем 85 партнеров – ведущих производителей текстиля предметов быта; недавно лицензия на производство была выдана также и тайваньскому гиганту FarEasternTextilesLtd. Однако оптимистично настроенные защитники этих волокон часто не замечают, что уходят от одного комплекса проблем к другому. Существующие экономические и политические аспекты глобальной конкуренции, с которыми столкнулась текстильная промышленность (прежде всего это касается дешевой рабочей силы), могут стать актуальными и для сельского хозяйства. К примеру, волокно SPF создается из отходов сои, остающихся после получения масла, таким образом, его производство является экологически чистым. И это хорошо. Однако промышленники имеют свой взгляд на данную проблему. Растения становятся многоцелевыми промышленными ресурсами. И вот тут в игру вступает генная инженерия. К примеру, компания Monsanto уже разработала генетически модифицированные разновидности сои. И скоро политика в области экологии и генетики начнет вторгаться в сферу производства и потребления моды и текстиля.