Среди всех метаморфоз, которым была подвержена мода за всю историю человечества, неизменным остается одно: текстиль является основной составляющей моды. Колин Гейл и Ясбир Каур разъясняют природу отношений текстиля и индустрии моды, рассматривают области их успешного взаимодействия. В книге описан процесс создания современных материалов, который осуществляется под воздействием многих факторов: спроса, развития передовых технологий, а также процесс выбора тканей дизайнерами для коллекций одежды. Авторы приводят многочисленные примеры, основанные на опыте различных участников отрасли — дизайнеров, продавцов и производителей. Книга откроет для специалистов бизнеса моды и текстильной промышленности новые тенденции развития отрасли и поможет узнать, что ждут потенциальные клиенты от их союза.
Авторы Колин Гейл, Ясбир Каур
www.grevtsovpublisher.ru
© Colin Gale and Jasbir Kaur 2004. All rights reserved
© Издание на русском языке, оформление. ООО «Гревцов Паблишер», 2009
Глава 2. Материалы. Новые отрасли науки, концепции и технологии
Продолжение.
<< Начало
Новые отрасли науки, концепции и технологии
Наука всегда играла важную роль в производстве материалов для моды и текстиля, то создавая синтетические волокна, то модифицируя натуральные, то изобретая революционные способы обработки, пропитки или окраски. В настоящее время появились дисциплины, благодаря которым возникают новые технические приемы, философские системы и принципы. Передовые идеи, порожденные этими отраслями, также оживляют старые научные и производственные методы, заставляя промышленность пересматривать потенциальные источники сырья для волокна и пряжи. Отчасти эти новые подходы создаются под воздействием экономического давления и как попытка выжить в условиях возрастающей конкуренции. В течение последнего десятилетия, или даже более того, промышленники и специалисты, определяющие политику компаний, говорят о будущем науки, техники, текстиля. Данные свидетельствуют о том, что это будущее уже наступает. Из множества текущих научных разработок в настоящей главе приведены примеры тех, которые ведут к улучшению характеристик волокон и тканей (особенно посредством экспериментирования с составом материала), к новым тенденциям в области текстильного инжиниринга, например к созданию пряжи многоцелевого назначения, либо к новой волне в науке, влияющей на производство пряжи и волокна. Многие из этих разработок в корне меняют подход к использованию ткани. Другие, применяя знания в области органики и биохимии, создают новые, «более натуральные» синтетические волокна. Вместе они оказывают огромное влияние на судьбы текстиля и моды.
Если ХХ век был атомным, то XХI век вполне может оказаться молекулярным. Новые отрасли науки и научные методики возникли на волне последних технических и научных достижений. Эти современные системы знаний представляют собой группу дисциплин, сосредоточенных на изучении самых элементарных частиц, на бесконечных преобразованиях молекул и белков. Создается впечатление, будто вышеозначенные науки развиваются благодаря погоне за открытием новых областей применения материалов в той же степени, что и благодаря стремлению к новым знаниям. Этот простой факт является ключом к пониманию их будущей важности и производимого эффекта. Для моды и текстиля последствия будут заключаться в появлении новых материалов, новых приемов, новых товаров и новых идей. В данном разделе рассматривается только одна область – сырье; в ней эффект применения современной молекулярной науки уже ощутим. Существует множество других сфер, на которые она начинает распространять свое влияние, например характер и качество предметов одежды, мебели, а также здания и даже наши тела. Среди новых дисциплин можно отметить генетику, нанотехнологию и биомимезис (воспроизводство или имитация предметов живой природы). По сути, генетика сейчас уже не нова, а биомимезис пока еще не более чем стратегия или технический прием; однако в сочетании с другими технологиями и при растущей простоте применения они обещают радикально изменить наше представление о натуральных материалах. Более того, эти дисциплины могут преобразовать саму суть нашего взаимодействия с материальным миром. Усилия предыдущих цивилизаций, направленные на производство, строительство, развитие, уход или лечение, сейчас либо подвергаются пересмотру, либо становятся излишними. Фактически мир сырьевых источников оказывается перевернутым с ног на голову. Материал, из которого создается ткань, и ее эксплуатационные характеристики уже никогда не будут такими, как прежде.
Из дисциплин, отдельно упомянутых здесь, генетика не нуждается в представлении. Нанотехнология – это продолжение и развитие навыков и технических приемов инжиниринга, которые первоначально применялись при создании микрочипов и микросхем для современной электроники (более подробно об этом будет рассказано в главе 6). Несмотря на то, что биомимезис еще не является научной дисциплиной, последние разработки в области генетики и нанотехнологии показали, что биомиметика будет иметь очень большое значение. Если отбросить привычку называть все научные дисциплины на древнегреческом, то, возможно, станет более понятно, почему каждая из этих дисциплин будет «питать» другие. Биомимезис переводится как «имитация жизни»; генетика, как известно, наука о появлении жизни; нанотехнологии можно охарактеризовать как «знание о том, как делать малое». Биомиметика и генетика являются отраслями биотехнологии и биоинженерии — «знания о том, как создавать жизнь». Все эти дисциплины сходятся в изучении живого мира на уровне его мельчайших частиц. Вместе они являются грандиозным ключом, открывающим перед нами всю мощь и достижения природы. Они также становятся набором точных инструментов, которые обеспечивают знания, необходимые для преобразования природы (Borem, 2003).