Мода и текстиль. Рождение новых тенденций. Глава 2. Биомимезис, трансгеника и нановолокна

Автор: admin, дата: 15 май, 2009 - 15:04

Среди всех метаморфоз, которым была подвержена мода за всю историю человечества, неизменным остается одно: текстиль является основной составляющей моды. Колин Гейл и Ясбир Каур разъясняют природу отношений текстиля и индустрии моды, рассматривают области их успешного взаимодействия. В книге описан процесс создания современных материалов, который осуществляется под воздействием многих факторов: спроса, развития передовых технологий, а также процесс выбора тканей дизайнерами для коллекций одежды. Авторы приводят многочисленные примеры, основанные на опыте различных участников отрасли — дизайнеров, продавцов и производителей. Книга откроет для специалистов бизнеса моды и текстильной промышленности новые тенденции развития отрасли и поможет узнать, что ждут потенциальные клиенты от их союза.

Авторы Колин Гейл, Ясбир Каур

www.grevtsovpublisher.ru

© Colin Gale and Jasbir Kaur 2004. All rights reserved

© Издание на русском языке, оформление. ООО «Гревцов Паблишер», 2009

Глава 2. Материалы.
Продолжение.
<< Начало. Натуральные полимеры и возобновляемые материалы

Биомимезис, трансгеника и нановолокна


Политика в области генетики, вероятно, еще более противоречива, чем в области экологии. Гены других биологических видов можно «привить» не только растениям (трансгеника), но и животным. Примером тому служит использование козьего молока для получения белков паучьего шелка. Впервые опыты по созданию искусственного паучьего шелка попали в сферу общественного внимания приблизительно в 1996 году (Lipkin, 1996), что вызвало обсуждение ряда различных подходов к этому вопросу. Генетически модифицированные растения, такие как табак или картофель (Gührs, 2001), а также грибки и бактерии (Zhou, 2001) рассматривались как основа для «выращивания» белков паучьего шелка. Ожидалось, что отличающееся исключительной прочностью (Henahan, 1996) волокно из данного сырья может получить широкое распространение: от создания чрезвычайно крепкой и износостойкой одежды (такой материал потенциально прочнее, чем Kevlar) до использования его в архитектуре. Вытягивание нити из белка оставалось главной проблемой. Возможно, самым удивительным и даже шокирующим явлением в сфере изготовления шелка-сырца стала разработка канадской биотехнической компании Nexia, которая для получения белков паучьего шелка использует коз. Заметив сходство между молочными железами коз и шелковыми железами пауков, Nexia стала применять генетически модифицированных коз для производства «самого аутентичного искусственного шелка-сырца на сегодняшний день». Недавно в сотрудничестве с компанией Acordis – международным специалистом в области волокна – была разработана технология прядения, и теперь ведется исследование способов применения такой пряжи. Nexia относится к тому типу компаний, которые смотрят на природу как на источник коммерческих идей. Они пользуются термином «биомимикрия».

В основе технологий компании Nexia лежит использование потенциала биомимикрии при создании новаторской высококачественной продукции для нужд медицины и промышленности. Биомимикрия – это концепция, состоящая из двух частей: во-первых, выявление и изучение ценных и редких биологических продуктов, во-вторых, крупная биотехнологическая система, которая имитирует живую природу (Nexia Biotechnologies, 2003).

Подход компании Nexia к разработке продукции может считаться настолько же идеологическим, насколько и концептуальным. Однако он пока лишь предваряет грядущие события. В последние десятилетия ХХ века стал популярен ряд научных идей, в рамках которых совместно использовались различные целостные системы понятий и велся поиск возможных связей и объяснений сложного мира природы. К примеру, в математике – это фракталы, теория катастроф, размытая логика; в естественных науках – генетика, квантовая теория, астрофизика. Вместе они поспособствовали становлению механистического представления о природе и живых существах: природа превращается в набор инструментов, в игру, состоящую из бесчисленного количества однородных элементов, повторяющих живые формы и структуры. Следовательно, природа начинает потенциально рассматриваться как комплект съемных и взаимозаменяемых деталей. В итоге оказывается, что она нуждается в корректировке: ненужные элементы должны быть удалены, а детали – скопированы. Биологические компоненты представляются в виде полезных «дополнительных устройств». Кажется, человечество близко к осуществлению того, что можно назвать биоредактированием.Прогнозируется, что данная философия технократического взгляда на природу, встречающаяся в ряде дисциплин, станет определяющей в производстве волокон и текстиля на протяжении текущего столетия. Одним из существенных инструментов этой новой эры является биочип – метафорический эквивалент устройства записи данных или сканирования и копирования. Впервые биочипы появились в 1980‑х годах. Они представляют собой приборы для анализа биомолекул (Chen, 2002). Похоже, что в дальнейшем биочипы будут играть ключевую роль как в процессе анализа биомолекулярных форм, так и в попытках понять и воспроизвести их структуры. До недавнего времени наиболее вероятным вариантом использования биочипов считалась сфера биохимии, или медицинской диагностики. Однако с расширением возможностей осуществления инжиниринга на молекулярном уровне возросла и значимость биочипов.

Результатом стало недавнее стремительное увеличение числа коммерческих разработок в данной сфере. Биочипы и нанотехнологии являются двумя ключевыми методиками, которые способны дать импульс колоссальному развитию в области биомиметики. С их распространением осуществлять имитацию живой природы будет все легче.

Как уже отмечалось, в сфере инжиниринга волокон были достигнуты значительные успехи. Первым свидетельством тому стало растущее многообразие материалов с высокими эксплуатационными характеристиками; в качестве примера можно привести антибактериальные, противогрибковые, антистатические волокна, а также волокна с защитой от ультрафиолетового излучения. В течение нескольких первых лет нового столетия появление этих материалов наделало много шума (Marston, 2000; Taipei Journal, 2002). Недавние разработки в области инжиниринга волокон и тканей – это шаг вперед по сравнению с первой волной создания высокотехнологичного текстиля. Производство довольно быстро ушло от использования типичных свойств полимеров и применения технологий создания тканей с пропитками, широко применяющихся в микроэлектронике (то есть технологий повышения эксплуатационных качеств основного материала путем добавления других химикатов или материалов). Уже замечены более смелые разработки на молекулярном уровне. К примеру, ученые в настоящий момент трудятся над созданием способа окраски ткани без красителя (данный метод обеспечит высокие эксплуатационные характеристики без использования неприятных или неустойчивых химикатов), а также над изобретением того, что станет едва ли не «волшебной тканью» с широчайшим диапазоном функций. Что касается окраски, то биомимезис, несомненно, способен сыграть здесь важную роль. Животный мир полон удивительных цветовых эффектов: от радужной окраски жуков, бабочек и птиц до способности к смене цвета у хамелеонов. Одним из первых примеров разработанного и уже запущенного в производство волокна нового типа является Morphotex, при создании которого «был заимствован принцип образования цветовой гаммы на крыльях бабочек семейства морфидов» (Nissan, 2000). Волокно голубого сияющего тропического оттенка было разработано японскими корпорациями NissanMotorCo.,TeijinLtd и TanakaKikinzokuKogyoK.K. В настоящее время компания KawashimaTextileManufactu­rersLtd применяет данный материал для изготовления ткани Morphoton, которая используется для отделки салонов автомашин SilviaConvertible фирмы Nissan. Крылья бабочек переливаются благодаря естественной структурной окраске, являющейся предметом изучения в рамках более широкой научной категории – тонких пленочных светопроводников (http://newton.ex.ac.uk/research/thinfilms).

Сейчас разработка волокон и тканей на молекулярном уровне происходит во всем мире. Китай, крупнейший мировой поставщик текстиля, стремительно развил свое производство до такой степени, что – вопреки логике – ему удается сохранять низкие затраты на оплату труда и при этом создавать основные виды технических тканей с высокой добавленной стоимостью. К примеру, китайские ученые, занимающиеся разработками на молекулярном уровне, изобрели не пропускающее влагу микроскопическое гидрофобное покрытие, не используя при этом химических веществ.

В настоящий момент закончена последовательная разработка на основе упорядоченных углеродных нанотрубок (УУН) пленки, которая обладает исключительными водо- и жироотталкивающими свойствами… Чтобы улучшить и без того высокие водоотталкивающие свойства, изготавливаются нанотрубки, различные по своей структуре. Например, лотосоподобная пленка на основе УУН и сотоподобная пленка на той же основе, содержащие как микро-, так и наноструктуры… Новшество главным образом основывается на структуре покрытия, поэтому дальнейшая потребность в использовании фторсодержащих веществ отпадает (Jiang, 2002).

В условиях жесткой глобальной конкуренции, сопровождающей разработку новейших технологий производства волокна, все более существенным фактором становятся взаимоотношения компаний –производителей высокотехнологичной продукции с миром модных марок. В Китае, к примеру, часть модной элиты выразила озабоченность по поводу относительной малочисленности китайских модных брендов мирового значения. Такая ситуация действительно способна оказать негативное влияние не только на продвижение Китая на мировой потребительский рынок моды, но и на его высокотехнологичные отрасли волоконного производства. Отсутствие модных брендов, возрастающая производственная потребность в дизайнерах, а также необходимость учитывать нужды потребителей привели к поразительному росту количества курсов модного дизайна в университетах и колледжах Китая (china.org.cn, 2000). В Америке компания Nano-Tex, занимающаяся нанотехнологиями в области текстиля, поставила своей целью разработать продукцию, которая станет для мира моды тем же, чем в среде персональных компьютеров является процессор Intel Inside. Изготовители одежды помечают свою продукцию ярлыками и этикетками, рекламирующими участие Nano-Tex в создании своих товаров, а компания Nano-Tex большое значение придает поиску сотрудничества с такими марками, как Lee Jeans или Eddie Bauer (Stuart, 2003). Расположенная в Миннесоте компания Cargill Dow прикладывает значительные усилия в области синергии брендов с целью обеспечения волокна Ingeo всемирной сетью известных «спонсоров». Компания DuPont сохраняет «свежесть» лайкры, поддерживая новых знаменитостей в мире дизайна, таких как нью-йоркская фирма Design Development Concepts (DDC), использовавшая этот материал на выставке WWDMAGIC Design Gallery.

Коллектив компании DDC считает, что технологии производства волокна и ткани формируют новую точку зрения на моду. Лайкра, кевлар, номекс и тефлон от DuPont входят в число волокон с высокими эксплуатационными характеристиками и занимают видное место среди всего ассортимента продукции компании DDC на данный момент. Некоторые из тканей-новинок DDC содержат металлы и минералы, такие как медь, алюминий и кварц, а также углеродосодержащую материю, купленную у NASA по цене $ 80 за ярд (1 ярд = 914,4 мм – Прим. редактора.). Компания DDC сотрудничает с подразделением совместного предприятия DuPont NOVA, созданным для продвижения на рынок революционных нетканых эластичных материалов (www.lycra.com, 2001).

Реальные (или кажущиеся) преимущества продукции, изготовленной с помощью новых технологий, по-прежнему приходится преподносить посредством традиционных каналов сбыта и потребления. Особенно это относится к продукции, с которой потребитель имеет непосредственный контакт: одежда, пища и т. д. Что касается Китая, то, несмотря на его программы модернизации, ожидается, что на него будет оказываться еще большее давление с целью навязать всеобщие законы общества потребления, то есть использование приверженности потребителя к определенному бренду и знаменитому дизайнеру в качестве платформы для маркетинга высокотехнологичных китайских товаров. Существуют явные признаки того, что китайские потребители более чем готовы к этому. В 2002 году на VII Азиатско-Тихоокеанском форуме текстильной и швейной промышленности (ASPAC-TCIF) Чи-Чунг Бай, вице-президент Китайского текстильного института, выделил «четыре задачи, которые необходимо решить: изготовление многоцелевых комбинированных материалов, применение нанотехнологий, тестирование и сертификация многофункциональных тканей, а также международное сотрудничество и создание альянсов в области исследований и разработок» (ASPAC-TCIF, 2002). Эти идеи уже находят свою реализацию во всем мире — на уровне промышленности каждой страны и любого регионального союза. Создание высокотехнологичного текстиля и сотрудничество в области необходимых для этого исследований рассматриваются как «дорога жизни» для текстильной и швейной промышленности. В этом контексте волокна и ткани, явно ориентированные на мир моды, представляются для специалистов наименьшим лишь малой частью применения. Подразумевается, что мода просто извлечет выгоду из тенденции к постоянному расширению сфер применения более востребованных полимеров, волоконной и текстильной продукции. При этом культура, искусство и политика представляются практически низведенными до статуса экономических факторов, которые не имеют особого значения. Остается лишь наблюдать, окажется ли это правдой. Законы потребления – мощная сила, в центре которой находится мода. Более сложный вопрос заключается в том, чего ждет мода от передовых технологий.


Индустрия Моды

Статьи

Отправить новый комментарий

Содержимое этого поля хранится скрыто и не будет покано публично.
  • Допустимые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd> <h2> <h3> <blockquote> <hr>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
Больше информации о возможностях форматирования
« Апрель 2024  
пн вт ср чт пт сб вс
20
24 25 26 27 28
29 30          
Рассылка: "Новости моды"